Абашкина Наталья Александровна
занятие Волшебная лабораторияРазработали: Заведующий Мищенко М.В. Ст.воспитатель Дикарева Н.С. Воспитатель Стаховская Г.М.
Слёт лаборантов в «Волшебную лабораторию» Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего возраста Задачи: обучающие: научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов; Активизировать словарь: лаборатория, лаборант, научный опыт, эксперимент, открытие развивающие: развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; воспитательные: воспитывать отзывчивость; дать детям почувствовать радость открытий; развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес. Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций, книг, показ несложных опытов в группах, инструктаж по технике безопасности, подбор музыки «Сделать хотел грозу, а получил козу…» Материалы: Столы, подносы с материалом для опытов. Фартуки для детей. 5 стаканов, вода, палочка. Пуговички, коробочки от киндер – сюрприза. 4 стакана: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный. Карандаши Бокал на ножке из тонкого стекла.
Ход образовательной деятельности: (Выходит старший лаборант в халате, колпаке, очках под музыку «Сделать хотел грозу, а получил козу» наводит порядок на рабочих столах и полках) - Здравствуйте, дети! Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас на «Слет лаборантов» в свою научную лабораторию. - А вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают) - Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А человек, который проводит эксперименты, называется лаборант. - Мы будем экспериментировать, а вы будете лаборантами. - Закройте глазки и послушайте звуки. (включить диск со звуками № - Какие звуки вы услышали? (ответы детей: капающая вода, шелест листвы, пение птиц…) - Чем мы слышим звуки? (ушами) - Наше ухо — очень непростой инструмент. В нем есть тонкая-тонкая туго натянутая кожица – «барабанная перепонка». Малейший толчок воздуха вызывает колебание этой перепонки – и это колебание воспринимается нами как звук. «Звук живет в любом предмете, Сколько их – посмотри, Звук – шутник, Играя с нами, Любит прятаться внутри»
«Звуки разные нужны, звуки разные важны» - Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети? Дети: пластмассовый. Затем подошел к другому, постучал (деревянный) К третьему (стеклянный) К четвертому (металлический) Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. - У меня есть другие соседи карандаши, и они тоже хотят познакомиться со звуками. (Дети подходят к столу и стучат по стаканчикам, называя, какой звук они услышали) Вывод: Предметы, сделанные из разных материалов звучат по - разному.
- В жизни мы окружены звуками и шумами. Звуки и шум может издавать любой предмет или человек. - Положите руки на горло, и изобразите голосом; как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.) - Что вы почувствовали? (вибрируют голосовые связки.) - А могут ли другие предметы издавать звуки при вибрации? Давайте это проверим. Я приглашаю вас в лабораторию «Звучащий стакан» «Звучащий стакан» - Возьмите пластмассовые стаканчики с натянутой резинкой. Побренчите резинкой как струной.
- А теперь приложите стакан дном к уху. И снова побренчите резинкой. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали? - На какой музыкальный инструмент это похоже? (Гитара) Вывод: Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху, который воздействует на уши, и мы слышим звук. - Пройдемте в следующую лабораторию «Звенящий бокал» «Звенящий бокал» - Давайте посмотрим, может ли пустой бокал издавать звуки. (Взять тонкостенный бокал, поставить на стол, левой рукой держать за ножку, а правой, слегка помочив пальцы водой, средним или указательным пальцем начнём водить по краю бокала. Появляется мелодичный звук.) Выходят 3-4 ребенка и проделывают опыт. Вывод: Когда мы проводим пальцем по краю бокала, стекло бокала дрожит, воздух внутри колеблется и образует звук. Физминутка: (Тучка) - Звук хорошо распространятся не только в воздухе, но и в воде. И сейчас мы попробуем сделать из стаканчиков музыкальный инструмент. Пройдемте в следующую лабораторию «Поющая вода» «Поющая вода» (Перед детьми стоят несколько стеклянных стаканов) - Что надо сделать, чтобы бокалы зазвучали? (постучать по ним) - С вашей помощью наши стаканчики зазвучали. А сейчас мы попробуем изменить звук наших стаканчиков? (В стаканы наливается вода в равных количествах.) - Но звук у них какой-то одинаковый. Попробуем его изменить. (Наливаем в стаканчики разное количество воды) - Одинаковые ли звуки мы слышим? - Почему стаканчики звучат по - разному? Что влияет на звон? (В заключении педагог играет для детей детскую песенку.) Вывод: На звон влияет количество воды, звуки получаются разные. «Пуговички» - Музыкальный инструмент можно сделать не только с помощью стаканов с водой. Мы можем сделать шумовой музыкальный инструмент. (Показать коробочку, которая, если ее потрясти издает необычное шуршание. Воспитатель предлагает детям сделать свои музыкальные инструменты из пуговичек и коробочек от киндер-сюрпризов. ) «Самодельный телефон» - А знаете, как можно самим сделать самый простой «телефон» для двоих человек? Конечно, с настоящим телефоном его сравнить нельзя, но на небольшом расстоянии он будет все же отлично передавать звуки.
- Надо взять два стаканчика. Проткнуть их донышки в центре, продеть сквозь них тонкий крепкий шнур или веревку. Концы шнура закрепить внутри стаканов, привязав к каждому короткую палочку. Чем длиннее шнур, тем лучше. (Участники разговора берут стаканы и расходятся, насколько позволяет шнур, так, чтобы веревка хорошо натянулась.) - Теперь, если один из вас будет говорить в стакан, а другой приставит свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны.
Вывод: Причина возникновения звука – распространение звуковых волн.
Рефлексия. Ребята, скажите, вам понравилось быть учеными? - Что интересного вы узнали? - Что особенно понравилось?
( В заключение – выступление шумового оркестра) 15 мая 2018 в 15:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.