Патриотическое воспитание дошкольников реализуется в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Неоценимую помощь в этом направлении оказывает музыкальное образование, так как раскрыть сложные и отвлеченные для детей понятия помогают национальные песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, национальный музыкальный фольклор.
Очевидно, что система работы по музыкально-патриотическому воспитанию требует от музыкального руководителя организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Организация работы по данному направлению включает:
1. Использование всех видов фольклора — сказок, песенок, прибауток, частушек, хороводов, народных игр и т.д. В народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, нравственные ценности, представление о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.
2. Проведение народных праздников и развлечений. В них сконцентрированы накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением людей и животных.
3. Знакомство дошкольников с музыкальным наследием русских композиторов прошлого и современности поможет формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства.
Для обеспечения системы работы по музыкально-патриотическому воспитанию должны присутствовать следующие элементы предметно-развивающей среды:
— предметы русской старины, быта, одежды;
— репродукции картин русских художников;
— альбомы по истории страны;
— подбор специальных пособий, книг и многое другое, свидетельствующее о жизни русского народа.
Руководствуясь фольклорным материалом, можно выстроить образовательную работу на основе традиционного русского календаря. Земледельческий календарь отражает ритм годовой жизни природы и человека в их естественном единстве. Важным ориентиром может стать православный календарь как форма памяти об истории страны и мира, а также календарь памятных дат русской классической культуры.
В младшей группе календарь является системой временных опор, которые фиксируют в сознании детей сезонные изменение в природе. Он позволит провести серию календарных праздников. Например, «Брусничник», «Наталья-овсянница», «Рябинник». Начиная со средней группы народный календарь станет основой для познавательной работы при ознакомлении с жизнью природы родного края. В старшей группе изучается исторический календарь России, так как, отмечая памятные даты, дети приобщаются к истории и культуре Российского государства. Желательно проводить тематические занятия, героико-патриотические театрализованные представления, литературно-музыкальные композиции по русской тематике.
.
Работая в направлении патриотического воспитания невозможно обойтись без народных обычаев, праздников, обрядов. Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие детей и взрослых. Участвуя в таких праздниках «Масленица», «Весна-красна», «Осенины», «Русские посиделки» дошкольники, играя свои роли, проживают время наших предков, ощущают свое единство с окружающей их природой.
Знакомство детей с музыкальным наследием русских композиторов прошлого и современности рекомендуется начать с рассказа-концерта о творчестве великого русского композитора М.И. Глинки, который, опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, стал первым русским композитором — классиком.
Из творчества композитора А.Т.Гречанинова можно предложить для слушания фортепианные сборники, предназначенные для детского исполнения, оперы «Елочкин сон», «Кот, петух и лиса», детский балет «Лесная идиллия».
Продолжить знакомство детей с русской классической музыкой поможет творчество русских композиторов А.К. Лядова и И.Ф. Стравинского. Дошкольники с удовольствием слушают произведения А.К. Лядова, рисуют, поют, танцуют под нее, сочиняют и разыгрывают спектакли, импровизируют. Для знакомства с музыкой И.Ф. Стравинского и его балетом «Жар-птица» желательно разработать перспективный план и поэтапно знакомить с либретто балета, главными героями, персонажами и музыкой, которая их характеризует.
Формирование патриотических чувств тесно связано с обогащением представлений о родной стране. В связи с этим особая тема на музыкальных занятиях – о современной России.
Некоторые музыкальные произведения помогают сформировать у детей устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге.
Например, «Пограничники» В. Витлина, «Моряки» Б. Кравченко, «Вечный огонь» А. Филиппенко, «Мы пока что дошколята» Ю. Чичкова, «Все мы моряки» Л. Лядовой, «Подводная лодка» М. Славкина, «Стал солдатом» И. Арсеева, «Наша армия родная» З. Левиной, «Любим армию свою» В. Волкова, «Кремлевские звезды» Р. Бойко и другие.
Из композиторов, у которых достаточно песен патриотического содержания, можно назвать Ю. Чичикова, А. Филиппенко, Е.Тиличееву, Р. Бойко.
Обязательно в репертуаре должны быть музыкальные произведения региональных композиторов.
Результатом работы музыкального руководителя в данном направлении будет возросший уровень знаний детей о своем городе, его достопримечательностях, интерес к отечественной истории и культуре, сформированное положительное отношение к своей стране.