Абашкина Наталья Александровна
Музыкальные занятия
Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку, потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей. Занятия развивают двигательные навыки, координацию, концентрацию внимания, речь (подпевание), дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух, а также в доступной игровой форме обучаются игре на музыкальных инструментах (металлофонах, ксилофонах). От форм организации зависит обучение и музыкальное развитие детей, так как каждая форма несёт свою нагрузку.
I. Главная и первая форма организации — музыкальные занятия, которые можно разделить по разным параметрам: 1. По составу и количеству детей: — фронтальные — присутствует вся группа; — по подгруппам (групповые) — 6-8 человек; — индивидуальные; — объединённые — 2-3 группы. Групповые занятия. Включаются разные виды деятельности с отстающими и развитыми детьми, а также разучивание танцев, композиций. Индивидуальные занятия. Подготовка детей к праздникам, работа с отстающими или одарёнными. Объединённые занятия. Проводятся 1-2- раза перед праздниками, чтобы отрепетировать начало праздника, общие построения, познакомить детей с ведущим. 2. По видам и содержанию: — типовые, — доминантные, — тематические, — комплексные. Типовое фронтальное занятие объединяет все виды деятельности, творчество и имеет традиционную структуру. Если структура не сохраняется — это вариативное занятие. Структура типового занятия: 1. Вход в зал. 2. Музыкально — ритмические движения в виде упражнений. 3. Слушание музыки. 4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен. 5. Музыкально-ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов. 6. Игра на д.м.и. 7. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности). Доминантное занятие. Проводится по двум причинам: развитие какого-либо вида музыкальной деятельности или развитие какой-либо музыкальной способности. Включает в себя все виды деятельности. Например, доминантное занятие по пению имеет следующую структуру: — Вход в зал под маршевую песню. — Слушание вокальной музыки, песни. — Пение — расширенный раздел. — Игра, хоровод с пением. — Д.м.и. — попевки. Планируя доминантное занятие по развитию чувства ритма, необходимо хорошо продумать музыкальный репертуар, например, для слушания предложить детям песню с интересным ритмом («Неаполитанская песенка» П.Чайковского). Тематические занятия могут быть: собственно тематические («Зима в лесу»), музыкально-тематические («Шутка в музыке», «Творчество композитора»), сюжетные (всё занятие связано единым сюжетом). Комплексные занятия. Цель: дать детям представление о специфике различных видов искусства: о музыке, живописи, поэзии, театре, хореографии и т.д. В комплексном занятии может присутствовать как часть занятия раздел: развитие речи, ИЗО, лепка, труд, театральная деятельность и т.д. Используются не только музыкальные виды деятельности. Это занятие проводит воспитатель с участием муз. руководителя. II. Музыка в быту детского сада. 1. Слушание в грамзаписи, на прогулке. 2. Фон для игр, во время приёма, укладывания спать. 3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей. 4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика. 5. Музыка на занятиях в группе. III. Развлечения. 1. Тематические музыкальные вечера. 2. Беседы-концерты. 3. Все виды театров. 4. Игры-хороводы, забавы. IV. Праздники. Народные («Масленица»), календарные («Новый год», «День Победы»), тематические (Выпускной», «8 марта», «День зашиты детей», «День знаний» и т.д.) Требования, предъявляемые к содержанию и структуре занятия: — реализовать идейно-нравственное воспитание детей средствами искусства; — приобщить детей к жизни детского сада, к общественным природным явлениям; помочь сплочению детского коллектива; побудить к активному, но посильному участию в преобразовании жизни детского сада, стремясь сделать её привлекательной и радостной; — обеспечить поступательное движение в развитии музыкальных способностей, а также в формировании навыков и знаний в исполнительской и творческой деятельности; — сделать занятия вариативными, чтобы дети приучались действовать в новых условиях, соответствующих их возрастным особенностям; — сочетать индивидуальный, дифференцированный и фронтальный подход, который делает учебный процесс экономным и обеспечивает оптимальное развитие всех детей. Фронтальный подход позволяет сократить срок выполнения учебных заданий, так как даются общие методические указания, демонстрируется общий показ (исполнение музыкального произведения, рассматривание художественной картинки, объяснение тех или иных приёмов исполнения). Обычно за демонстрацией и общим пояснением следует исполнение детьми тех или иных действий. Дифференцированный подход осуществляется путём выполнения одинакового задания небольшой группой детей (5-8чел.), сходных по уровню подготовленности, развитию, возрастным возможностям. Это позволяет разнообразить, дифференцировать и учебные задания: одним детям предлагается выполнить их сразу, другим — постепенно. Все дети усваивают материал, но темп и качество его усвоения различны. Например, разучивается один и тот же репертуар, но задания для детей разные. Старшие выразительно исполняют песню, одновременно подыгрывая на детском инструменте, а младшие слушают их пение и игру. Или же младшие выполняют сравнительно лёгкие задания, а старшие – более сложные, например, поют более сложную часть песни. Индивидуальный подход — требует от педагога предварительного знакомства с особенностями музыкального развития каждого ребёнка. Выводы о различном уровне развития музыкальной деятельности детей можно делать, наблюдая за ними лишь в процессе постоянного общения. Таким образом, суть индивидуально-дифференцированного подхода к детям на фронтальных занятиях в том, чтобы обеспечить каждому ребёнку соответствующую нагрузку, с тем, чтобы все нужные ступеньки были освоены. На музыкальных занятиях, как и на других занятиях, осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам деятельности (пению, движению и т.д.), чего нет на других занятиях. На физкультурные занятия тоже включают различную детскую деятельность – упражнения гимнастического типа, игры, перестроения, но они направлены только на развитие движений. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъёма, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению. Другая трудность – последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трёх песен, над которыми ведётся работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается. Аналогичен процесс обучения ритмики – в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные её элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют. Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивание музыкального репертуара; вариативность и соответствие возрастным возможностям детей. Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку. Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Весёлая, интересная игра повышает активность, поэтому её лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий. В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, весёлой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуются с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно. Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена определённая тема, например, знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например, с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приёмы, которые подчёркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятия можно назвать тематическим. Ещё один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача («знакомство с космосом», «проводы зимы», «родная армия2 и т.д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребёнка. Структура занятий должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринуждённый, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий. 14 мая 2018 в 18:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.